Поиск самолёта
26.08.14 Выезды

История с поиском самолета получила свое продолжение. Место падения самолета было найдено. Поехал я на предполагаемое место падения, которое было указано в донесении, для визуальной разведки. Место представляло собой поле и край леса. Покрутившись на месте, оценил масштабы поиска для дальнейшей работы. Заехал в деревню, которая осталась. Завязал разговор с местной бабкой, то да се, спрашиваю, а не знаете случайно у вас тут самолет упал во время ВОВ. Не, отвечает мне она. Самолета я не видела никакого, но за грибами мы ходим в лес на «самолет». Вот с этого места поподробнее, говорю я. Это дед Костя, тебе расскажет, он тут местный. Иду к деду, здрасти, здрасти. Где самолет говорю я. Да, как первые трактора появились в колхозе, его и вывезли отвечает. Ну хоть место покажите, настаиваю я. Сели в машинку и поехали к лесу. По дороге начинаю деда мучить вопросами, что да как, чтобы понять вообще о том ли самолете идет речь. Оказалось, дед был свидетелем этого боя. Два немецких истребителя гоняли наш самолет и подбили его, тот дымящийся упал в лес. Солдатики, которые были в деревне побежали на место падения и после сообщили, что летчика похоронили. А когда это было спрашиваю я. Ну…. задумался дед. 4 августа 42 года мы приехали в деревню, так что думаю числа 10-ого.(по датам вроде сходится. Донесение танкистов от 5 августа) А вы когда были на месте падения? Я тута попал уже год спустя, отвечает дедок, с пацанятами лазили. Самолет упал на левый бок, поломал крылья об ветки и пропеллер отлетел от удара, быстро вспомнил дедушка. Но могилки я не видел.

3 4

Заходим в лес с ним. Вижу много капониров вдоль лесной дорожки. А это у нас тут танкисты стояли, поясняет дедуля. Значит сходится, подумал я про себя. Получается, что самолет упал как раз на позиции танкистов 101 тбр, которая в этом лесу прятались перед августовским наступлением. Прошли мы с дедушкой несколько сот метров по обычной лесной дороге, ни чем ни примечательной. А вот здесь налево, показывает дед, где то здесь он упал. Сворачиваю с дороги и сразу же обращаю внимание на сосны.

5

В одну линию несколько сосен растут криво, то есть, в месте где они были обломаны, они растут с характерным искривлением. Причем по высоте обломанных стволов, прослеживалась траектория падения самолета (Смотри фото деревьев). Визуально на этом месте, конечно, ни чего обнаружить не удалось. Прибор хоть и был в руках, но решил дедушку не утомлять, а вернуться позже с коллективом. Вообще, не смотря на то, что деду уже 83 года, выглядит он бодро и в полном сознании и здравии. И не смотря на незначительные не состыковки в его истории и в архивном документе, не доверять ему у меня причин не было. Через пару дней на место приехали всем отрядом с приборами и щупами, для точного установления места падения самолета и поиска захоронения летчика. Выдвинулись с отрядом по уже знакомой мне лесной дорожке. По пути рассказываю дедушкины истории, так чтобы раззадорить коллектив перед предстоящими поисками. Выходим на место с искривленными сосенками, настраиваем приборы и разбиваемся на мелкие группы. Пару шагов с прибором и вот он первый сигнал характерный для «цветнины». Сталкер показывает мне маленький фрагмент картера двигателя. Толстый кусок силумина или из чего они там делались… За ним следом «вылазит» медный хомуток для гидравлики или шлангов. Поиски остатков самолета не заставили себя долго ждать. уже через пол часа найденные фрагменты не помещались в руках и карманах, поэтому было принято решение все складывать в мешок. Сигналы попадались на каждом шагу и уже немного попривыкнув к ним, стали копать более разборчиво, не обращая внимание на очень мелкие фрагменты. Через пару часов стал «проявляться пятак» куда упал самолет. Разброс остатков составлял метров 40х40. Среди прочего хлама попадались различные куски картера, бронестекла, куски обшивки самолета, с характерным зеленым окрасом, несколько патрубков с темперетурным датчиком, часть гидравлики. Так же были найдены небольшие куски брони. Возможно с бронекорпуса или бронеспинки. Из сопутки попалась гильза 76мм 1916 года с перекрученым капсюлем 42г. Точно такие же мы находили в Борщовском лесу 10-ю годами ранее, где воевала 101 тбр.

6

На фото из сети подбитый як-1. Предположительно на такой машине воевал наш летчик. и примерно так он выглядел после падения. Обратите внимание на переднем плане могила летчика, всего в нескольких шагах от боевой машины.

8

Все же основной задачей было найти останки летчика, хотя информация по его месту захоронения нам не была известна, но с большей долей вероятности можно было предположить, что он был похоронен (прикопан) рядом с боевой машиной. Поиск такого рода осложнялся тем, что почва в лесу была неровной, с многочисленными кочками, как на высохшем болоте. Поэтому визуально найти какой-то провал не представлялось возможным.

7

Поэтому в данных условиях оставалось выхаживать место с прибором, надеясь, что удастся «зацепиться» за снаряжение летчика или другую сопутку.

На нашем «боевом пятаке» были расположены несколько блиндажей и несколько более мелких землянок, которые обследовались более тщательно уже с щупами.
В одной такой землянке Сталкер обнаружил относительно большой кусок обшивки самолета, который был заботливо уложен в виде порожка, при входе в эту землянку. Размер обшивки примерно 40х60 см с петлями по одному краю. поэтому предположили, что это часть моторной крышки. Хотя мы авиаторы еще те, так что это могло быть что угодно.
Рабочий день близился к концу, поэтому поиски пришлось закруглять. Время провели отменно. Все цепочка поиска- как с учебника по поиску. Чистый, сухой еловый лес без комаров и всякой гадости, дедушкины истории и найденные обломки самолета вдохновляли на новые поиски, после того как несколько дней просидели в лагере под дождем. Печально то, что останки летчика так и небыли найдены и после проделанной работы начали задумываться, как бы хорошо было, если бы всю эту историю засняли на видео.
В завершении хотел еще немного рассказать, о том что мне поведал дед Константин. Дедуля после войны и все дальнейшую жизнь работал трактористом в родном колхозе. пахал поля вдоль Держи. Рассказывал, как после отступления немца за Зубцов, уже в 43 году приехали солдатики с лопатами и хоронили погибших, прикапывая их на поле брани. Рассказывал, как он потом выпахивал останки этих солдат, распахивая колхозные поля. Дедок, так же поделился рецептом клея, который делали после войны для хозяйственных нужд. Берешь, говорит, каучук, которым топливные баки на самолете были промазаны. Режешь помельче и в бензине разводишь. отличный получался клей. Суровая действительность тех лет, за которой скрыты факты нашей истории и судьбы людей. Так же дедок показал нам несколько интересных мест, которые предстоит обследовать в след. весну. но это уже другая история…
Дмитрий Кротов. ПО «Победа»