Бобруйско-варшавское направлениеК середине апреля 1944 г. в авиадивизиях армии оставалось по 40 - 60 самолетов. Всего в 16-й ВА было 658 боевых самолетов.
В связи с тем что 2-й Белорусский фронт свой участок, охватывавший Полесье с юга, и находившиеся на нем войска передал 1-му Белорусскому фронту, 6-я ВА 2-го Белорусского фронта, которой командовал Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Ф.П.Полынин, в апреле 1944 г. вошла в состав 1-го Белорусского фронта и была подчинена командующему 16-й ВА.
При подготовке к наступлению (апрель - июнь 1944 г.) авиачастями ВА было произведено до 48 тыс. небоевых самолето-вылетов, из них около 27 тыс. учебно-тренировочных. В этот период ВА произвела 4538 боевых самолето-вылетов и бомбоштурмовыми ударами нанесла противнику немалый ущерб в живой силе и боевой технике. В 84 воздушных боях было сбито 68 самолетов противника.
24.06.44 г. в 16-й ВА насчитывалось 2319 исправных боевых самолетов, из них 331 дневной и 149 ночных бомбардировщиков, 661 штурмовик, 1108 истребителей, 70 разведчиков и корректировщиков. Боеготовых экипажей было 1846. На левом крыле фронта в 6-й ВА было 321 самолет и 248 боеготовых экипажей. Обе армии имели превосходство в численности над авиацией противника.
В течение 24.06.44 г. авиачасти 16-й ВА совершили 3191 боевой самолето-вылет, из них на бомбардировку и штурмовку - 1846 вылетов, на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков - 860, на прикрытие войск - 264, на воздушную разведку - 102, на "свободную охоту" - 99 и бомбардировку аэродрома - 20 самолето-вылетов. За день было уничтожено и повреждено 6 танков, 382 автомашины, 2 аэростата, 94 орудия и миномета, взорвано 7 складов. В 42 воздушных боях было сбито 20 самолетов противника. Наша авиация имела потери в основном от огня зенитных средств противника.
Вечером 27.06.44 г. 16-я ВА нанесла сокрушительный удар по окруженной юго-восточнее Бобруйска группировке немецких войск, чем предрешила исход всей операции. Всего по окруженным войскам противника и технике в течение 90 мин. авиацией было сброшено 1127 фугасных авиабомб калибром 100 и 50 кг, 4897 осколочных - калибром 25, 10 и 8 кг, 5326 противотанковых бомб и выпущено 572 реактивных снаряда, 27880 пушечных снарядов и 45440 пулеметных патронов. В котле юго-восточнее Бобруйска было уничтожено и повреждено до 150 танков и штурмовых орудий, около 1000 орудий разного калибра, до 6000 автомашин, до 300 тягачей и 3000 повозок; уничтожено более 1000 солдат и офицеров и до 1500 лошадей; рассеяно около 5500 солдат и офицеров. На месте разгрома противника осталось много трофеев. Сосредоточенный удар авиации силами 526 самолетов обошелся без каких-либо потерь.
За 28 - 30.06.44 г. 16-я ВА совершила 1683 самолето-вылета, в том числе в интересах войск соседнего 2-го Белорусского фронта - около 650 вылетов. В результате бомбоштурмовых ударов противник потерял большое количество боевой техники, автомашин и живой силы. В 29 воздушных боях был сбит 21 самолет противника. Действия авиации ослабляли сопротивление деморализованного противника, срывали его отход, создавали условия для быстрейшего продвижения подвижных частей фронта и препятствовали попыткам врага закрепиться на промежуточных рубежах.
С 24.06 по 04.07.44 г. авиачасти ВА на бобруйском направлении совершили 13 784 боевых самолето-вылета, провели 141 воздушный бой, сбив при этом 95 самолетов противника. Бомбоштурмовыми ударами противнику были нанесены большие потери.
Освобождение западных районов Белоруссии и восточной части ПольшиНаступавшие войска 1-го Белорусского фронта поддерживали все силы 16-й ВА, но их количество на барановичском направлении в июле 1944 г. значительно уменьшилось, т.к. часть подразделений армии перебазировались на аэродромы южнее Полесья для содействия войскам левого крыла 1-го Белорусского фронта и вошли в состав 6-й ВА, а 196-я шад с 12.07.44 г. была выведена в резерв армии. Для поддержки и прикрытия войск правого крыла фронта на 18 июля осталось около 770 боеготовых экипажей.
В течение 05 - 10.07.44 г. авиасоединения 16-й ВА, взаимодействуя с войсками 65-й и 28-й армий и конно-механизированной группой, продолжали преследовать отходившего противника и бомбоштурмовыми ударами расчищали полосу наступления войск фронта.
28.07.44 г. советские войска овладели городом Брест. В приказе Верховного Главнокомандующего отмечалось, что в этих боях вместе с войсками отличились и летчики генерал-полковника авиации Руденко, генерал-майоров авиации Дзусова и Комарова, полковников Татанашвили, Рыбакова и Виноградова. Личному составу этих авиасоединений объявлялась благодарность.
В период 28 - 31.07.44 г., содействуя войскам фронта, 16-я ВА уничтожала группировку противника западнее и северо-западнее Бреста.
Завершив разгром брестской группировки, войска правого крыла 1-го Белорусского фронта завязали бои на подступах к Варшаве, а войска левого крыла вышли к Висле. Таким образом, они полностью перенесли свои действия на территорию Польши и приступили вместе с войсками соседних фронтов к освобождению Польши.
В ходе наступления от Жлобина до Варшавы авиачастям 16-й ВА пришлось многократно перебазироваться. Так, в июле истребители перебазировались 7 - 8 раз, штурмовики - 5 - 6, ночные бомбардировщики - 8, дневные бомбардировщики - 3 - 4 раза. Соответственно перебрасывались и тыловые части. Для сохранения непрерывности действий авиации перебазирование обычно производила одна половина авиасоединения. Другая в это время продолжала боевые действия с прежних аэродромов.
За июль 1944 г. воздушная армия для поддержки наступавших войск правого крыла фронта выполнила 6638 боевых самолето-вылетов. В 140 воздушных боях противник потерял 115 и на аэродромах 11 самолетов. Боевые потери воздушной армии происходили преимущественно от огня зенитной артиллерии.
http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/h/va16.dat