Андреев Л. Г. Философия существования. Военные воспоминания. — М.: Гелеос, 2005. — 320 с. «Философия существования. Военные воспоминания» написаны замечательным русским ученым-филологом, профессором МГУ Леонидом Григорьевичем Андреевым (1922-2001), автором работ о сюрреализме, импрессионизме, французском философе и писателе Ж.-П. Сартре.
В 19 лет он ушел добровольцем на фронт на третьей неделе Великой Отечественной войны.
Уникальность этих записок состоит в том, что, законченные летом 1944 года, они никогда больше автором не перерабатывались. Записки стали в прямом смысле документом своей эпохи, отразив не только страшную и неприглядную правду войны, но и удивительно яркую, талантливую личность автора, пытающегося осмыслить свой трагический жизненный опыт.
«Солдатская проза» Л.Г. Андреева появилась в самый разгар войны, задолго до «лейтенантской прозы» второй половины 50-х годов. Она не столько о войне, сколько о человеке в пограничных, экстремальных условиях.
Волею судьбы «Военные воспоминания» Л.Г. Андреева стали первым опытом исследования «философии существования», удачно соединив в себе документальную достоверность, художественную форму и глубину философского постижения бытия.
http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Books.htm И об авторе книги... очень хороший был человек, судя по отзывам коллег, учеников...
http://kvakl-brodakl.livejournal.com/84039.htmlПропавший лыжный батальонАндреев Л. Философия существования. Военные воспоминания. М.: Гелеос, 2005. - 320 с. 3000 экз. (п) ISBN 5-8189-0430-X
Досужие умники сегодня сомневаются в том, что в Великую Отечественную мы потеряли столько солдат – мол, это все вредные либералы хотят опорочить доблестную Красную Армию. Им все кажется, что война – это что-то вроде компьютерной стратегии пополам со «стрелялкой». Почувствовать, каково это на самом деле, на лютом морозе под пулеметным огнем – воображения не хватает. Так вот, это книжка о том, как замерзали и пропадали без вести, как исчезали в пламени взрывов… Как человек превращается в прах.
У этой небольшой книги странная судьба. Читать ее – словно путешествовать во времени, потому что записки эти не были известны почти никому в течение шести десятилетий. Они прямо оттуда, из 1944. Леонид Андреев ни слова не изменил в них. Это – голос выжившего, потому что сегодня никого из тех, кто был рядом с Андреевым в 269-м отдельном лыжном батальоне, нет среди живых. Да и в марте 1943, после страшного боя за деревню Черная, что под Старой Руссой, от батальона осталось всего 18 человек… Да что за батальон? Если верить архивам, такого батальона и вовсе не было…
Андреев делал свои записи в Ярославле, в 1944, после выписки из госпиталя. Первые главы, рассказывающие о начале войны, застигшем автора в Смоленске, и о первых неделях в армии еще сравнительно литературны, там память живая смешивается с книжными образами. Но в двух основных и самых страшных главах – «Фронт» и «Обратный путь» всякая художественность отступает на второй план. Перед нами – протокол, почти бесстрастный рассказ о той области мироздания, где жизнь испаряется и переходит в смерть. В этой книге нет никакого пафоса, ни этического, ни религиозного… Андреев успел увидеть достаточно, чтобы понять – каждый умирает в одиночку, пусть и в цепи, пусть и с общим «ура!». «Ребята бежали вперед, вытянув штыки, к Черной. Многие падали – быстро и ловко, как подрубленные. Веер светящихся точек разрезал нашу цепь, точки гасли в телах товарищей, и тогда они падали в снег». А потом на цепь наступающих обрушились мины. «Я посмотрел на поле: освещенное слабым светом пожара, изуродованное черными пятнами разрывов мин, оно было мертво. Только изредка кое-где слышался стон».
От картины последнего боя веет каким-то запредельным, древним ужасом – тем более, что солдаты не видят врага. Они просто гибнут под огнем, вжавшим их в снег – если не от пуль, так от мороза, потому что немцы методично застреливают всех, кто шевелится. В войне Леонида Андреева нет ничего героического. Там нет никаких привычных определений, точек опоры, кроме последней и единственной: смерти. Выйти живым из такого боя – словно выйти из мира мертвых, и часовой не узнает в вышедшем к нему израненном и обмороженном Андрееве живого, и смотрит на него, безмолвного, страшного и шуршащего ледяной коркой в немом ужасе. А потом, после испытания смертью, приходит испытание болью. Мир мертвых надолго вцепился в слабую человечью плоть, она гниет и разрушается еще долгие месяцы, и старая докториха ласково говорит Андрееву: «Давайте-ка, я вам обрежу пальчики».
После долгих месяцев госпиталей главный хирург сказал Андрееву: «Вам теперь только философией заниматься». Совсем не удивительно, что Леонид Андреев сделался крупнейшим специалистом по сюрреализму, экзистенциализму и Жану-Полю Сартру. …..
Книга Андреева - о том, что скрыто за фразой: «Мы за ценой не постоим». У нас ее все больше произносят с пафосом, но пафоса-то там никакого нет… Есть выжженные деревни и разрушенные города. Поля, усеянные трупами… Бессмысленные переходы, холод, усталость и голод. Все то, что люди не хотят и не желают помнить, потому что вспоминать такое – почти оскорбительно. Вот и Андреев так и не решился опубликовать свои записки при жизни. Все сомневался – надо ли это кому-нибудь? Но сохранил их – эту единственную память о 269-м лыжном батальоне.
©Петр Дейниченкоhttp://www.slovosfera.ru/bookreview/andreev.html