Главная категория > Памятники павшим в боях за Родину

История Смоленска на гранитных плитах.

(1/4) > >>

ирина67:
http://www.pomni-smolensk.ru/
Интерсный сайт. Сведения о кладбищах г. Смоленска, в том числе и военных.

Владимир1:
Вопрос.
Понимаю, что ответить сразу возможности нет, но все же.
Смоленск во время ПМВ находился от фронта не так уж и далеко, следовательно, в самом Смоленске и областных городах должны были размещаться госпитали. В госпиталях была велика смертность, хоронили умерших на месте.
Вопрос.
Что известно о дислокации госпиталей и расположении братских захоронений умерших в них военнослужащих?

Например Калуга. Был выделен участок на православном кладбище, где все это и происходило. С 1917 по 1941 участок ничем не занимался. В 1941-45 на этом месте производилось захоронение умерших в госпиталях Калуги военнослужащих.
Как в Смоленске и области?

ирина67:
Сходу конечно не ответишь, тем более за всю область. Проработаю этот вопрос. И по мере поступления инфы, отпишусь.

ирина67:
Первая мировая война, начавшаяся в июле 1914 года, резко изменила спокойное течение жизни общества. С первых дней войны через Смоленск, находившийся в непосредственной близости от линии фронта, стали проходить эшелоны с ранеными солдатами. Смоленское земство уделяло особое внимание делу призрения раненых.
В самом начале войны в Москве на совещании уполномоченных земств и городов был образован Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам. Губернский комитет союза был создан 27 июля 1914 г. под председательством председателя губернской земской управы Александра Михайловича Тухачевского. Членами комитета стали многие известные деятели того времени: губернский предводитель дворянства князь В. М. Урусов, член губернской земской управы П А. Вакар, смоленский городской голова Б. П. Рачинский, княгиня М. К. Тенишева и многие другие. Комитет развернул обширную деятельность в двух направлениях: по линии организации госпиталей и пунктов приема больных и раненых воинов и по оказанию внегоспитальной помощи. Для этой цели были выделены 280 мест в больницах губернского земства и 50 тысяч рублей. К ноябрю 1914 г. уездные комитеты были созданы в Вяземском и Дорогобужском уездах. Уездные земства активно включились в организацию помощи фронту и пострадавшим от начала войны. Они направляли деньги на создание лазаретов в уездах, содействие беженцам, на призрение семей рядовых и земских служащих, призванных в армию. Крупным центром по принятию раненых фронтовиков стала Николо-Погореловская земская больница. Губернское земство отвело для их лечения в Николо-Погорелом 150 мест.
Смоленск, являясь крупной узловой станцией, стал центром сортировки, лечения и эвакуации раненых фронтовиков и беженцев, прибывавших в санитарных и товарных поездах. Осмотр раненых солдат и офицеров проводился дежурным хирургом перевязочного пункта в сопровождении фельдшеров и сестер милосердия. Тяжелораненых снимали с поездов и отправляли в местные лазареты. Первоначально этим занимались добровольцы, а затем сформированная для этой цели команда из нижних чинов рабочей роты. По просьбе городского правления электрическое общество «Унион» выделило для перевозки раненых трамвай с тремя специально устроенными платформами. Они закрывались от дождя брезентом, и на каждую можно было поставить по 6 носилок с ранеными. Для транспортировки раненых, помимо земских средств, использовались и частные автомобили. Свой автомобиль на эти нужды передал и губернский предводитель дворянства кн. В.М. Урусов. Для тех же целей княгиня М. К. Тенишева предоставила свой личный автомобиль, а землевладелец А. П. Рачинский организовал автомобильную дружину из шести автомобилей.
Медицинская помощь раненым и больным была также организована на станциях Вязьма и Дорогобуж, где для этого были оборудованы спецвагоны Всероссийского земского союза.
Помощь раненым началась с момента прохождения через Смоленск первых санитарных поездов 8-9 августа 1914 года. Сначала прибывавшим воинам перевязки делали прямо в вагонах. Но в течение августа 1914 года было открыто три перевязочных пункта, находившихся в непосредственной близости от железнодорожного вокзала. Там было установлено круглосуточное дежурство медицинского персонала, состоявшего из 32 врачей (8 постоянных и 24 добровольца), 6 фельдшеров, 11 сестер милосердия и многочисленных сестер-практиканток. Десять членов комитета земского союза и около 40 земских уполномоченных работали на пунктах совершенно бесплатно. В случае особой необходимости по телефону вызывался дополнительный медперсонал.
Статистика показывает, что только за август 1914 года через станцию Смоленск прошел 41 эшелон с 18 318 ранеными и 1291 больным, которым было сделано около 9500 перевязок.
С первых дней войны силами губернской земской и городской управ, а также Комитета Красного Креста и общины сестер милосердия в Смоленске были организованы пять лазаретов, которые уже в начале августа стали принимать раненых. К 1 января 1915 года на территории Смоленской губернии было развернуто около 60 госпиталей, лазаретов и больниц, из которых 32 лечебных учреждения находились в ведении Всероссийского земского союза: Смоленский госпиталь Всероссийского земского союза в г. Вязьма, Вяземская больница переселенческого пункта заразных больных (на 18 коек), 20 лазаретов Всероссийского земского союза. Кроме земских, в губернии функционировали: 291-й запасной полевой госпиталь (на 210 коек), г. Смоленск; 269-й запасной полевой госпиталь (на 200 коек ) в Смоленском уезде, Смоленский городской госпиталь в (помещении торговой школы на 350 коек), 3 лазарета военного ведомства, 3 лазарета общества Зеленого Креста, 3 лазарета военного ведомства, 3 - общества Зеленого Креста, по одному - Польско-Литовского, Евангелистско-Католического, Еврейского обществ, кооперативов Смоленской губернии; лазареты вольного пожарного общества, дамского общества, служащих и рабочих Ярцевской мануфактуры и др. Восемь лазаретов содержались на личные средства дворян и купцов: князя Мещерского, княгини М. К. Тенишевой (2 лазарета), дворян А. А. Синягина, Н. Н. Лопатина и др. Для приема раненых во всех уездных и участковых больницах в пределах возможностей был выделен коечный фонд и при них созданы лазареты, в том числе при межуездной больнице в с. Николо - Погорелое (Погорельское).
В декабре 1915 г. на Смоленщине имелось свыше 3500 коек для приема и лечения раненых и больных . Под госпитали и лазареты были заняты здания гимназий, школ и ряда административных учреждений .
Лучшие земские медики - главный врач губернской земской больницы С. А. Александров, хирург Е. И. Неверович, сестра милосердия А. И. Эсмонт и другие - делали все возможное для спасения раненых солдат и офицеров. Для более эффективного лечения использовались новейшие средства в области медицины: в тенишевском лазарете был оборудован рентгенкабинет, Смоленский бактериологический институт занимался проведением сложных клинических анализов.
В эти тяжелые дни для страны и губернии с осени 1916 г. в Сычевской уездной больнице работал молодой врач Михаил Афанасьевич Булгаков, будущий известный писатель.
Раненым необходима была не только медицинская помощь. В их пользу был развернут сбор пожертвований. Соответствующие объявления постоянно печатались в газетах. Так, «Смоленский вестник» 16 августа 1914 года сообщал: «...Многие проезжающие через Смоленск раненые настолько нуждаются не только в верхней одежде (халаты, пальто, теплые пиджаки), но даже в белье (рубашки, кальсоны, носки или чулки), а также в обуви (туфли, калоши, сапоги), в одеялах, подушках.
Положение таких раненых станет еще тяжелее с наступлением холодов. Уже в настоящее время ночи настолько холодны, что раненые в вагонах сильно зябнут. Смоленский губернский комитет Всероссийского земского союза помощи раненым и больным воинам считает необходимым довести это до всеобщего сведения и предложить всем желающим прийти на помощь раненым одеждой и бельем. Доставлять свои пожертвования в Смоленскую губернскую земскую управу или председательнице образованной комитетом особой благотворительной комиссии Анне Николаевне Алексеевой (Большая Благовещенская, дом Волковой)...»
Смоляне очень быстро отреагировали на призыв и стали приносить для раненых все самое необходимое. Газеты пестрели примерами благотворительности: «...С 20 по 26 августа 1914 года поступили пожертвования в пользу раненых от следующих лиц деньгами: от Л. Д. Демьянова -3 рубля, от служащих магазина «Книжное агентство» - 6 рублей, от О. В. Коленовой - 50 рублей; вещами: от П. П. Мачульского - 50 смен носильного белья, от г-жи Пулекиной - почтовая бумага, конверты и книги для чтения, от г-жи Голике - 6 ножей, 21 вилка, 3 табурета; от Пелагеи Левкиной - 1 ведро молока, от неизвестных - 3 десятка яиц, компот и папиросы, от г-жи Яковлевой - корзина пирожных...».
На деньги, полученные в качестве пожертвований от организаций и частных лиц, содержались «именные палаты» и «именные койки» в госпиталях и лазаретах. Так, например, в лазарете Всероссийского земского союза была палата «имени духовенства и монастырей Смоленской епархии» на 60 коек, 2 койки «имени Харитона Павловича Пашеткина», 1 койка «имени бывшего смоленского губернатора Д. Д. Кобеко», 3 койки «имени Смоленского общества сельского хозяйства» и др.
В годы войны земство активно решало многие насущные вопросы -занималось устройством прачечной для нужд раненых, закупками продовольствия, выплачивало зарплату медперсоналу.
Во время первой мировой войны медицина Смоленской губернии отдавала основные силы нуждам фронта и сыграла немалую роль в возвращении в строй тысяч солдат и офицеров. В период 1914-1915 годов через госпитали и лазареты Смоленской губернии прошло около 32 288 воинов-защитников Отечества.
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-10-html/panisijak/panisjak2004-3.htm

В годы ПМВ госпиталь был в нынешнем здании Госпиталя ВОВ (пр - т. Гагрина), в 2009 г. госпиталю было 205 лет.
http://www.admcity.smolensk.ru/news/index.php?cont=long&id=2550&year=2009&today=25&month=12

 "...С давних времен все приходские храмы Смоленска окружали кладбища. К концу XIX в. в связи с ростом города и соблюдением санитарных норм большинство из них закрыли. В первой части города хоронили только на Свирском и Всесвятском кладбищах, во второй — на Окопном и Римско-Католическом у костела. Основными местами захоронения горожан стали Тихвинское и Гурьевское кладбища. Наиболее почетными местами захоронения считали кладбища Авраамиевского, Вознесенского и Троицкого монастырей. Все наиболее видные и известные смоляне похоронены на этих кладбищах..."
http://oldsmolensk.narod.ru/text.htm

Вообще в Смоленске со старинными кладбищами тяжело. Всё застроено.  В настоящий момент одно из самых старых кладбищ - Кладбище при смоленском костеле.  Оно было построено в 30-е годы XIX века.
Ещё одно кладбище (первые захоранения с 12 века) - "лютеранское" или "немецкое" (ул. Бакунина). Но его фактически нет, да что уж там - нет. Территория облюбана бомжами, кое - где валяются части надгорбий.

Это всё конечно общая информация, пока никакой конкретики. Тема требует изучения, попробую всё таки найти интересующую Вас информацию.  

ирина67:
"В Смоленской губернии было довольно много госпиталей: и в самом Смоленске, и в уездных городах, и в сельской местности. Так что захоронения умерших раненных были везде. В крупных госпиталях захоронений было больше, в малых - меньше. В 1916 году в Вязьме был установлен памятник в честь героев Второй Отечественной войны. Именно так называли тогда Первую мировую. На памятнике были выбиты фамилии георгиевских кавалеров, уроженцев Вяземского края. Это один из первых памятников Первой мировой в нашей стране. На его открытие приезжал знаменитый генерал Алексеев (будущий лидер белого движения), уроженец Вязьмы...Земские лечебницы были и в сельской местности. На уезд таковых было по три-четыре. Кроме того лазареты открывали богатые землевладельцы. Например, в Духовщинском уезде с началом войны было организовано 6 лазаретов, из них два - в Ярцеве..."
http://forum.smolensk.ws/viewtopic.php?style=5&f=80&t=57045&sid=2d8880563d6264d317ee5eed9dca95d6

"...С первого дня объявления войны в июле 1914 года я решила устроить в Смоленске лазарет для тяжелораненых на тридцать кроватей. Мне удалось узнать о начале войны еще за два дня до официального ее объявления. Я тотчас же телеграфировала одному хорошему знакомому, петербургскому врачу, чтобы он купил для меня все необходимое оборудование лазарета.
   Спустя неделю лазарет уже был устроен, и 12 августа прибыла туда первая партия раненых. Хирургом я пригласила по рекомендации проф. Цейдлера одну из лучших его учениц, Н.В.Сергиевскую, а помощником ее АГ.Гржибовского.
   Для того чтобы мой лазарет мог обслуживать и другие, я достала рентгеновский кабинет и для большего удобства поместила его тут же в своей квартире. В Смоленске другого кабинета в то время не было, и мы сняли с раненых других лазаретов более 3000 снимков.
   Лазарет помещался в смоленском отделении Московского археологического института, как раз над моей квартирой, и таким образом, я могла день и ночь там работать и следить за тем, чтобы раненым было как можно лучше. Его посетил государь и остался им очень доволен, выразив мне свою благодарность.
   Свой автомобиль я предоставила исключительно для раненых. В Смоленске перевозочных средств для раненых не было устроено, и этот автомобиль за 13 месяцев перевез 631 человека в разные лазареты. В любой час ночи, стоило только нам позвонить по телефону, и автомобиль без отказа выезжал на железную дорогу. Так как у нас не было в то время хорошего шофера, то В.А.Лидин с большой охотой и тоже без отказа исполнял эту роль. Чтобы не рисковать порчей автомобиля, я его перестала сама употреблять.
   И этот-то, необходимый для всех смоленских лазаретов автомобиль реквизировали! Это случилось именно в момент, когда я поехала в Петроград хлопотать об уплате мне за полтора года военного постоя в доме на Английской набережной, в тот самый раз, когда мы все чуть-чуть заживо не сгорели в вагоне. Депешу о том, что автомобиль реквизирован, я получила в день приезда в Петербург. Итак, едва только я уехала, как со мной сделали самую кричащую несправедливость...
   В скором времени наш лазарет, как и вое частные лазареты в Смоленске, был закрыт ввиду' приближения немцев, а дом был отдан авиационному отделу. То, что меня духовно поддерживало в течение этих тринадцати месяцев войны, безжалостно и сразу было вырвано из моих рук. Я вдруг и сразу окунулась во все ужасы общего развала... Тенишева М. К. Впечатления моей жизни. Воспоминания
http://az.lib.ru/t/tenishewa_m_k/text_0010.shtml

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии