Автор Тема: 164-й Галацкий Краснознаменный ордена Суворова истребительный авиационный полк  (Прочитано 10323 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ДСГ

  • МОДЕРАТОР ФОРУМА
  • Генерал Армии
  • ****
  • Сообщений: 8053
  • Отец на фронте
   164-й Галацкий Краснознаменный ордена Суворова истребительный авиационный полк

   Сформирован в ноябре 1940 г. На вооружении имел самолеты И-16, И-153.
Перед началом войны полк базировался на полевом грунтовом аэродроме в Куровице(район Львова) вместе с 66-м шап.
   С первого дня войны участвовал в боевых действиях. На 22 июня 1941 г. полк находился в составе ВВС 6-й армии.
Затем в составе 5 ВА, 17-й ВА(3-й Украинский фронт).

   Летчики полка воевали на Украине и на Кавказе, прошли в боях от стен Сталинграда и берегов Дона, через Поволжье, Украину, Молдавию, по долинам Дуная, через Балканские горы, до Софии, Белграда, Будапешта и центральной части Альпийских гор.


В своем составе имел:
И-16      -   14
И-153    -   28
И-15      -    2

летчиков   -   51
в т.ч. подготовленных к полетам
днем в простых метеоусловиях             -  34
в сложных метеоусловиях днем            -  16
http://bdsa.ru/documents/html/donesaugust41/410821.html

15-я смешанная авиационная дивизия
Командир дивизии:
генерал-майор авиации Александр Афанасьевич Демидов (8.8.40г. - 3.10.41г.)

   Перед началом войны управление дивизии дислоцировалось во Львове.
22.06.41 г. полки дивизии имели 236 МиГ-3.
   В начале войны действовала на Юго-Западном фронте, первоначально в составе ВВС 6 армии, а с первой декады июля 1941 г. в непосредственном подчинении ВВС Юго-Западного фронта.
Состав дивизии
Подразделение     Период
23 иап          22.06.41 - 22.07.41
28 иап          22.06.41 - 09.41
164 иап       22.06.41 - 05.08.41
66 шап         22.06.41 - 08.41
http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?p=86561

Боевой и численный состав:
(всего самолетов / в т.ч.новых типов)
                                                         22.06.41           11.07.41            17.07.41
15-я САД (23-й, 28-й, 164-й ИАП)       170 / 98              20 / 11            28 / 13

   164-й ИАП имел более сорока истребителей "старых типов" (по докладу командира дивизии Астахова - 28 И-153 и 14 И-16); летчиков в полку было больше, чем самолетов (цифры в разных источниках находятся в диапазоне от 51 до 68).
   Аэродромов и посадочных площадок в составе Львовского аэроузла было много, но, как можно судить по документам, накануне войны основными аэродромами базирования полков 15 САД были Адамы (23 ИАП), Чунев (28 ИАП), Куровице (164 ИАП), Комарно (66 ШАП).
http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/127011/Razgrom_1941_%28Na_mirno_spyashchih_aerodromah%29.html



   На 12.07.1941 г. 15-я сад заявила о 73 сбитых самолетах противника.

29.08.42 г. - 9.08.43 г.  полк находился в составе 5-й ВА
295-я иад  (31-й, 116-й, 164-й иап)
http://www.peoples.ru/military/hero/nikifor_balanov/index.html

в составе Действующей Армии
22.6.41-5.8.41
29.9.41-5.7.42
14.11.42-18.3.43
24.5.43-9.5.45

Командиры:
...1941 - ...   -  майор Прокопий Семенович Акуленко(впоследствии командовал 2 зап)
... - 08.1943  -  майор А. Д. Мелентьев

http://tashv.nm.ru/index.html

   На 1 июля 1942 г. 164-й иап находился непосредственно в подчинении командования Юго-Западного фронта.
http://velikvoy.narod.ru/voyska/voyskacccp/oper_strateg/front/yugo-zapad.htm

« Последнее редактирование: 15 07 2011, 15:34:47 от ДСГ »
Вы поведайте им об отце или сыне
Это нужно живым, это нужно России!

ДСГ

  • МОДЕРАТОР ФОРУМА
  • Генерал Армии
  • ****
  • Сообщений: 8053
  • Отец на фронте
Оперативная сводка № 01 штаба 15 САД от 20-00 22.6.41 г.

   Дивизия в период с 4-45 до 20-00 вела воздушные бои в районах аэродромов Чунев, Куровице, вела воздушный бой в районе Львов; привлекались все три истребительные полка. ВВС противника беспрерывно атаковали аэродромы Чунев, Адамы, Куровице, 3 раза - аэродром Скнилов, 3 раза - Рженены.

23 ИАП
вел воздушный бой в районе Адамы. Аэродром Адамы был атакован 7 раз истребителями и бомбардировщиками [противника] группами по 3-6 самолетов. Сбито 2 бомбардировщика противника Не-111.
Потери:
в воздушном бою сбит 1 МиГ-3, сбит своей зенитной артиллерией 1 МиГ-3, 1 МиГ-3 не вернулся с боевого задания. Уничтожено на земле 4 МиГ-3 и 4 И-16, повреждено на земле 6 МиГ-3 и 3 И-16. Поломок при посадке - 3 МиГ-3.
   Летчиков ранено 4, погиб 1, остального состава убито 4, ранено 7.
Полк в составе 48 летчиков, 14 МиГ-3 и 5 И-153 на аэродроме Адамы готов к выполнению боевого задания.

28 ИАП
с 4-50 до 20-00 звеньями и группами прикрывал г. Львов и аэродром Чунев. Аэродром Чунев атакован 6 раз группами по 3-6 самолетов. В результате действий 28 ИАП совместно с 23 ИАП и 164 ИАП повторный заход (так в тексте - М.С.) 15 бомбардировщиков "Хейнкель" в 14-00 на г. Львов был отражен, сбито 3 Bf-109 и 2 Не-111. По донесениям летчиков сбито 10 самолетов [противника] в районах видимости аэродромов.
Потери:
сбито 3 МиГ-3 (по другому докладу за тот же день сбито 2 "мига" - М.С.), повреждено на земле 9 МиГ-3, сели на фюзеляж вне аэродрома 4 МиГ-3. Несколько самолетов, возможно, в течение ночи удастся восстановить. Летного состава убито 2, ранено 6, остального состава убит 1.
   Полк в составе 44 летчика, 9 МиГ-3 (где еще как минимум 27 "мигов"? - М.С.) и 5 И-16 на аэродроме Чунев готов к выполнению боевого задания.

164 ИАП
с 4-50 до 20-00 звеньями и группами вылетал на прикрытие г. Львов и аэродрома Куровице. Аэродром Куровице подвергся 4 атакам. В воздушном бою сбито 2 Не-111.
Потери:
сбито в воздушном бою 1 И-16, не вернулось с боевого задания 4 И-16, уничтожено и повреждено на аэродроме 15 самолетов. Всего потеряно 20. Летного состава убит 1, ранено 4, в том числе командир полка майор Акуленко.
   Полк в составе 41 летчик и 23 самолета на аэродромах Куровице и Комарно готов к боевым действиям.

66 ШАП
днем с аэродрома Куровице перелетел на аэродром Комарно. Потери: в воздушном бою сбито 2, уничтожены и повреждено на аэродроме 34 (в том числе 2 Ил-2).* Летчиков убито 2, ранено 4.

…Решением командира дивизии с рассветом 23.6 после первого боевого вылета все истребительные полки сосредотачиваются в Куровице и будут работать периодически с него и со своих аэродромов (Адамы для 23 ИАП, Чунев для 28 ИАП). Вечерними сумерками 23 ИАП и 28 ИАП на ночь возвращаются на свои аэродромы. Командный пункт командир дивизии решил перенести в район аэродрома Куровицы.

Начальник штаба 15 АД полковник Скотаренко  
 

Оперсводка № 03 штаба 15 САД от 20-00 24.6.41
аэр. Зубов

28 ИАП 24.6 в период с 20-00 до 21-00 (так в тексте - М.С.) прикрывал действия "пятерки" СБ из 86 БАП (бомбардировочный полк 16 САД - М.С.). Боевой работы до 20-00 не вел ввиду отсутствия горючего после перебазирования (подчеркнуто мной - М.С.). Полк в составе 21 МиГ-3 базируется на аэродроме Зубов. Всего произведено 9 самолето-вылетов…

23 ИАП 24.6 производил прикрытие аэродрома от нападения противника. Всего произведено 22 самолето-вылета. Полк в составе 16 МиГ-3 и 4 И-153 базируется на аэродроме Зубов

164 ИАП в период с 5-00 до 20-00 прикрывал действия [бомбардировщиков] СБ из 86 БАП и прикрывал аэродром от нападения противника. Всего произведено 37 самолето-вылетов. Полк в составе 13 И-16, 15 И-153, 1 И-15 базируется на аэродроме Зубов.

66 ШАП 24.6 перелетел с аэродрома Комарно (35 км юго-западнее Львов) на аэродром Зубов. В 19-00 перебазировался на аэродром Поповце (40 км южнее Зубов). Из-за отсутствия горючего боевой работы не производил. Всего самолетов 17 И-15бис, 3 Ил-2.

Начальник штаба 15 АД полковник Скотаренко
http://www.solonin.org/article_15-sad-zagadki-arifmetiki-i                    
« Последнее редактирование: 15 07 2011, 14:13:58 от ДСГ »
Вы поведайте им об отце или сыне
Это нужно живым, это нужно России!

ДСГ

  • МОДЕРАТОР ФОРУМА
  • Генерал Армии
  • ****
  • Сообщений: 8053
  • Отец на фронте
   Государственные испытания истребителя ЛаГГ-З закончились всего за несколько дней до начала войны, в строевых подразделениях самолетов этого типа было меньше всего, по разным оценкам от 29 до 75. В боях истребители этого типа стали применяться только с конца июля - начала августа 1941 г.
   Одним из первых ЛаГГи получил 164-й ИАП, базировавшийся на Кавказе. В этом полку начал свою карьеру военного летчика маршал авиации Н.М.Скоморохов, войну он закончил майором, сбил 46 самолетов лично, восемь - в группе.
   Получив боевое крещение в 1942 году младшим сержантом, Скоморохов прошёл всю войну, закончил её Майором, Героем, вскоре ставшим дважды, одержал 46 личных побед, не потерял в бою ни одного своего самолёта, не получил ни одного ранения... Фатальна его гибель в 1994 году в автокатастрофе на 38-м километре Горьковского шоссе, напротив ворот Военно - Воздушной академии, которую он возглавлял много лет.
   Николай Михайлович родился 19 Мая 1920 года на Волге, в селе Лапоть ( ныне село Белогорское ) Саратовской губернии. Ему едва минуло 10 лет, когда в поисках заработка семья переехала в Астрахань. Здесь он закончил ФЗУ, работал на заводе имени III Интернационала. Когда в вечерней школе он получил 7-классное образование, его приняли в библиотечный техникум, а вскоре и в Астраханский аэроклуб. Здесь в Декабре 1940 года юноша был призван в армию и получил направление в Батайскую военную авиационную школу. Сразу после окончания лётной школы младший сержант Скоморохов был направлен в 164-й ИАП, вооружённый самолётами ЛаГГ-3.
   Николай Скоморохов на фронт попал только в Ноябре 1942 года, когда шли ожесточённые сражения на Волге у Сталинграда и в горах Кавказа. Первые боевые вылеты он совершил над Черноморским побережьем Кавказа, когда 164-й истребительный авиаполк ( 295-я истребительная авиационная дивизия под командованием Героя Советского Союза Николая Баланова ), базировался на Адлерском аэродроме.
   На боевые операции посылались опытные лётчики, а ему, новичку, чаще всего приходилось в паре с кем - то совершать разведывательные полеты. И хотя они были тоже ответственными боевыми заданиями, Николаю хотелось настоящего дела. В одном из вылетов он едва не погиб, когда его истребитель отсекли от группы своих самолётов и зажали "Мессеры". Лишь исключительная природная одарённость Скоморохова как пилота позволила ему тогда уйти от преследователей.
http://www.airpages.ru/ru/lagbp2.shtml
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=2416&page=7
http://flyaces.narod.ru/all1/skomoroh.htm

   В авиации КОВО большинство МиГов-3 находилось в составе 15-й САД. Истребительная авиация округа насчитывала по разным источникам от 1341 (в том числе 455 И-16, 515 И-153 и 62 Як-1) до 1238 машин.
   Разные источники приводят совершенно разное число МиГов-3 в составе 15-й САД. По-видимому, дивизия насчитывала их около 190 штук. В 23-м ИАП находилось 58 МиГов-3 и 29 И-16 и И-153. Некоторые источники сообщают о том, что в округе имелся 28-й ИАП, располагавший 36 МиГами и 7 И-16. Кроме того, МиГи находились на вооружении 164-го ИАП, который также располагал 49 машинами «старых типов».
   Пилоты 9-й САД по данным советской стороны за 22 июня сбили 85 немецких самолетов. В то же время дивизия из 409 имевшихся самолетов (в том числе 26 Ар-2 и 29 СБ) потеряла 347.
   В Киевском ОВО 15-я САД сумела сохранить боеспособность. Большинство самолетов поднялось в воздух, прежде чем на аэродромы упали первые немецкие бомбы. 164-й ИАП даже успел перехватить бомбардировщики, хотя те все же смогли отбомбиться. Пилоты трех истребительных полков дивизии в первый день войны совершили 364 боевых вылета, провели 11 воздушных боев, заявили 9 или 10 побед, ценой потери 5 машин.
http://vspomniv.ru/Mig_3.htm

   На Украине, как и в Белоруссии, война в воздухе началась также с внезапного нападения люфтваффе на наши аэродромы. С 4 до 5 ч утра около 300 самолетов 5-го авиакорпуса генерала Р. фон Грайма (R. von Greim), входившего в 4-й воздушный флот генерала А. Лера (A. Loehr), напали на 24 аэродрома, в основном в Западной Украине. Авиакорпус располагал 365 самолетами (327 боеготовых), [128] а всего немцы сосредоточили против Киевского округа немногим более 600 самолетов {137}.
   Боевая тревога в некоторых советских авиачастях была объявлена до начала налета, что позволило в ряде случаев вывести самолеты из-под удара. Так, например, из двух базировавшихся на аэродроме Куровице авиаполков (164-й иап и 66-й шап) первый успел поднять все исправные самолеты и встретил врага на подходе к аэродрому.
http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/05.html

число побед / количество вылетов / количество боев / полк
Шевырин Валентин Михайлович   25 (19 + 6)   356   92   164-й ИАП
http://airaces.narod.ru/all3/all3.htm
« Последнее редактирование: 15 07 2011, 15:14:48 от ДСГ »
Вы поведайте им об отце или сыне
Это нужно живым, это нужно России!

ДСГ

  • МОДЕРАТОР ФОРУМА
  • Генерал Армии
  • ****
  • Сообщений: 8053
  • Отец на фронте
   Завершив изгнание врага почти со всей территории Балканского полуострова, войска 3-то Украинского фронта подошли к границе Венгрии.
3-й Украинский фронт получил задачу захватить плацдармы на правом берегу Дуная, а после подхода главных сил — включиться в общее наступление на территории Венгрии. Умело используя накопленный богатый опыт по преодолению водных преград, советские войска 7 — 9 ноября 1944 г. форсировали Дунай и захватили два плацдарма на западном берегу в районе Ватина и Апатина. Враг то и дело переходил в контратаки, пытаясь сбросить советские войска в Дунай и восстановить положение.
   17-я воздушная армия должна была надежно прикрыть с воздуха плацдармы и переправы и обеспечить сосредоточение войск фронта для развертывания дальнейших боевых действий по освобождению Венгрии. Обстановка требовала срочной переброски к Дунаю истребительных частей.
   По шоссе на аэродром Чанад был перебазирован 164-й истребительный авиационный полк. Самоотверженно трудился личный состав инженерно-авиационной службы и тыла. Все самолеты на новом аэродроме были быстро собраны, и полк приступил к выполнению боевых задач.
   Высокую отвагу и мужество проявили в воздушных боях летчики-истребители, прикрывавшие группы бомбардировщиков и штурмовиков. Особенно отличились в декабрьских боях летчики 164-го истребительного авиационного полка старшие лейтенанты В. М. Шевырин, И. Д. Новиков, майор А. К. Зайцев и другие, сбившие по нескольку вражеских самолетов.
   В начале марта 1945 г.  несколько боевых полков было переброшено на аэродромы в непосредственной близости от линии фронта. 116-й и 164-й авиаполки 295-й истребительной дивизии, 672-й и 951-й авиаполки 306-й штурмовой дивизии были размещены на аэродроме Текель. 189-я штурмовая и 194-я истребительная дивизии были посажены на аэродромный узел Эчень. Теперь штурмовики и истребители сопровождения располагались на одних аэродромах, чем обеспечивалось их четкое взаимодействие.
http://militera.lib.ru/h/17va/05.html
Вы поведайте им об отце или сыне
Это нужно живым, это нужно России!

ДСГ

  • МОДЕРАТОР ФОРУМА
  • Генерал Армии
  • ****
  • Сообщений: 8053
  • Отец на фронте
Январь 43-го года. 164-й истребительный авиационный полк. Пишет маршал авиации Скоморохов о своем однополчанине:

«Старший сержант Николай Аверкин был сбит в 40 километрах от берега. Он на парашюте благополучно приводнился и несколько часов болтался среди холодных волн. А вечером, когда окончательно окоченел, вдруг увидел всплывающую акулу. Его охватил неимоверный страх. Акула преспокойно приблизилась, на ней показался человек.

– Кто ты, отзовись, – раздалось по-русски.

Аверкин сообразил, наконец, что это подводная лодка, но чья, не поймешь.

– Греби сюда, нам некогда волынку тянуть!

Слова «волынку тянуть» успокоили Аверкина: «Свои!» Забрали его подводники, обсушили, обогрели, чаем напоили и на берег высадили. Утром он явился в полк после недолгой, но по-своему удивительной одиссеи».
http://www.rusvera.mrezha.ru/489/4.htm
Вы поведайте им об отце или сыне
Это нужно живым, это нужно России!

ДСГ

  • МОДЕРАТОР ФОРУМА
  • Генерал Армии
  • ****
  • Сообщений: 8053
  • Отец на фронте
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 1937 года

О НАГРАЖДЕНИИ КОМАНДИРОВ, ПОЛИТРАБОТНИКОВ, ИНЖЕНЕРОВ И ТЕХНИКОВ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ

За выдающиеся успехи в боевой, политической и технической подготовке соединений, частей и подразделений Рабоче-Крестьянской Красной Армии Центральный Исполнительный Комитет СССР постановляет наградить командиров, политработников, инженеров и техников:
.............
ОРДЕНОМ КРАСНОЕ ЗНАМЯ
............
23. Лейтенанта Акуленко П. С.
............
http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A6%D0%98%D0%9A_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_%D0%BE%D1%82_4.07.1937_%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%B8%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%B8_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B5-%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%B8

   «Наша девятка И-16 под Толедо встретилась с „юнкерсами”, летящими на бомбёжку под прикрытием двенадцати истребителей – „хейнкелей” и „фиатов”. В этом неравном бою наши три звена сбили два бомбардировщика и три истребителя.
       Бои под Мадридом. Зелёная ракета – и самолёты взлетели, чтобы прикрыть небо столицы от бомбардировщиков. Поднялось в небо и моё звено И-16. Ложимся на боевой курс. Впереди 15 вражеских бомбардировщиков прикрывает группа истребителей. Шесть стволов против шестидесяти. Два вражеских самолёта мы подбили, расстроив их боевые порядки. Прилетели на помощь ещё два звена И-16, сбили три „фиата”».
       Это из воспоминаний нашего земляка Прокопия Семёновича Акуленко, опубликованных в книге «Вместе с патриотами Испании», вышедшей  в 1978 году в Киеве. В другом воздушном сражении наши асы встретились с 40 вражескими самолётами, уничтожили три из них. А всего в небе революционной Испании Акуленко сделал 250 боевых вылетов, лично сбил шесть вражеских стервятников и ещё семь – в групповых боях.
   Домой Прокопий Семёнович вернулся с двумя орденами Красного Знамени.    В небе революционной Испании Акуленко сделал 250 боевых вылетов, лично сбил шесть вражеских стервятников и ещё семь – в групповых боях. Домой Прокопий Семёнович вернулся с двумя орденами Красного Знамени.
       В 1940 году, в звании майора, он принимает участие в вооружённом противостоянии с белофиннами, прибавив к прежним наградам ещё один орден Красного Знамени. В Великой Отечественной войне Прокопий Семёнович командовал 164 истребительным авиаполком, победу встретил полковником, командиром дивизии особого назначения.
       В дальнейшем наш земляк освоил сорок типов боевых самолётов, и в общей сложности был награждён орденом Ленина, шестью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны первой степени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями.
http://www.sibculture.ru/magazine/2011-1/proza/krivonogov/
« Последнее редактирование: 15 07 2011, 15:42:52 от ДСГ »
Вы поведайте им об отце или сыне
Это нужно живым, это нужно России!